![]() |
|
На главную | О компании | Услуги | Портфолио | Статьи | Контакты |
||||||||||||
![]() |
О некоторых цветомузыкальных смыслах в рекламном дизайне Дмитрий Гарянин Чуть-чуть поумничать не вредно
А не посягнуть ли нам, мои уважаемые коллеги, на некоторые таинства цвета, для того чтобы облегчить творческие боли в подборе красок для наших рекламных творений. Зачастую, мы делаем это совершенно интуитивно, согласуясь с вдохновением, но иногда, как говорится «ну совсем не прет». Вот тогда и приходится соглашаться с Гете, который говорил, что гений на 99% состоит из пота и только на 1% из вдохновения. Знание основ цветостроения, цветовых последовательностей и контрастов совсем не повредит даже великим гуру «Фотошопа», «Иллюстратора» и «КорелДро». Наверняка самые пытливые не раз обращались к таким фундаментальным источникам как «О природе цвета» Гете, «Зрение и цвет» Шопенгауэра, «Наука о цвете» Шевреля, «Искусство цвета» Иттена и т.п. Ну а менее пытливые, по крайней мере читали о представлении цвета в введениях «адобовских» или «кореловских» программных руководств. Я думаю, все согласятся с тем, что подбор цвета это не просто «тык» в палитру образцов. Цвет не терпит бессмысленного обращения. Умение правильно манипулировать 7-цветовой, а лучше 12-цветовой гаммами – показатель мастерства дизайнера. Я уж молчу про 256-тоновую модель. Что же касается 64 миллионов цветов и оттенков, то про смыслы каждого из них нужно спрашивать у Господа Бога.
Я не буду вторгаться на территорию великих теоретиков цвета. Хотелось бы лишь чуть-чуть порассуждать о некоторых аспектах цвета с прикладной точки зрения. На этот раз «приложиться» к цвету мне бы хотелось с помощью музыки. Лично я люблю работать в наушниках. Часто даже сжатая «мптришная» музыка помогает найти лучшее цветовое и пространственное решение. Уши и глаза – единая система восприятия мира, так же как Звук и Цвет – неразрывные трансцендентные составляющие этого мира. Некоторые художники чувствуют, как звучат их картины, а некоторые композиторы, подобно Александру Скрябину, пытаются описать цветом свою музыку. Звук и Цвет одинаково соотносятся с таким атрибутом как гармония. А гармония – это порядок, а порядок – это задача дизайна. Ведь у цветомузыки одна природа.
Как звучит радуга?
Имея эту схему, люди, даже немного читающие по нотам, уже могут спокойно раскрасить любую вокальную или инструментально солирующую партию (если конечно видят в этом смысл и имеют свободное время). Например, если спеть первый такт Аве Марии Шуберта в оригинальной тональности, то в цвете это будет выглядеть так (рис. 2). Вся торжественность и глубина обращения к богоматери проступает в высоких цветах, а личностный аспект молящегося спрятан в низких ре и до. Чем выше звук, тем ближе к небесам, тем дальше он расположен от эго. Обратите внимание, как мала здесь доля низких звуков и цветов. Таким образом, в этой музыкальной фразе выражено смирение.
В фотошопе с гитарой
Для меня возможность слышать цвет имеет чисто практическое значение. Когда есть свобода в выборе красок, я стараюсь ассоциировать свое будущее творение (буклет, логотип, связующие элементы стиля и т.п.) с какой-либо мелодией. Это может быть конкретное музыкальное произведение либо что-то случайно звучащее в наушниках. Когда мелодия и ритм ложится под еще абстрактный образ на мониторе, самое время определить тональность. В принципе, вы можете начать с любой цветоноты. Как для каждого из музыкантов есть свои любимые тональности, так и для дизайнера есть свои любимые цвета. Конечно, выбор сделать легче, если вы уже представляете, какой образ будете ваять – активный или пассивный (к примеру, ЛОГО магазина спортивного снаряжения или вывеску для респектабельного бутика). В первом случае удобнее воспользоваться теплой гаммой цветов, во втором – холодной. Итак, пусть это будет красное до. Гамма «до-мажор» – самая простая, знакомая нам с уроков музыки в начальной школе. Помните, мы пели – до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Вот это она и есть, без трудно запоминаемых диезов и бемолей. Данную гамму и отождествленную с ней радугу мы и возьмем на вооружение. Имея в арсенале первый выбранный цвет, переходим к поиску второго. Есть несколько способов выбрать следующий цвет.
В данном случае пусть это будут голубая соль и фиолетовая си. Чистые оттенки можно настроить более точно, поэкспериментировав с насыщенностью и яркостью. Заметьте, мелодические последовательности строятся по таким же законам, как и последовательности цветовые. Глаза и уши подсказывают еще не звучащие или еще не проявленные продолжения. Так и здесь: уловив ноту соль после до, можно убедиться, что голубой цвет является контрастным или дополнительным по отношению к красному. Фиолетовая си так же находится в прекрасной компании, так как позволяет звучать и сиять красному и голубому и в то же время логически заканчивает это трезвучие. При необходимости сделать «вещь» в одном цвете, можно смешать полученные краски в разных или одинаковых пропорциях (кстати, говоря о пропорциях цветов, было бы неплохо получить представление о длительности нот – чем короче звук, тем меньше его цветовая доля). Не забудьте так же, что в музыке звучат не только ноты, но и паузы. Безмолвие – родина всех звуков, поэтому пауза – это, безусловно, белый цвет, прячущий в себе весь спектр. В зависимости от настроения музыки, тревожной паузой может стать черный или близкий к нему серый. О «логотипных» звуках
Подобная техника порой выручает в разработке фирменных стилей. Чтобы выбрать цвет для товарного знака и связующих элементов, все средства хороши, в том числе и музыкальные. Если вы используете данную технику, можно гарантировать цветовую гармонию и цветовой порядок в ваших работах. Хотя, конечно, можно отступить от всех правил и выбрать что-нибудь выпендрёжное и неожиданное… Но мое личное мнение: в знаке компании, которая планирует долго жить, сочетания «из ряда вон» совсем не способствуют корпоративному долгожительству.
Играем на нервах и глазах
Каждый аккорд придает музыке, а в нашем случае и картинке, определенное настроение. Так мажорное сочетание озвучивает торжественность, величие, уравновешенность, стабильность. Минор грустит, млеет, томится, зреет, творит… А септаккорд призван побуждать. Это как призыв к действию. Он создает интригу и напряжение.
Рулим небесами
Возьмем голубое от ноты соль небо. Сделаем его безмятежным (мажорным). Посмотрите: в схеме аккорда помимо голубизны атмосферы присутствуют оранжевые отсветы солнца (ре) и манящая бесконечность индиго (си) на горизонтах. Но стоит эту бесконечность слегка привязать к себе, сдвинув фиолетовый всего на полутон ниже, и вся безмятежность в небе пропадает. Небо начинает грустить по утраченной полной свободе и становится минорным. А вот если мы в безмятежность неба добавим жизни – зеленую фа, то небо нальется свинцом и грозой, оно станет внутренне активным и доминирующим. Казалось бы, мы ничего нового не сделали. Просто слегка подвигали ползунками в палитре. Но при этом осознано играли настроением самих небес. Аналогичным образом можно манипулировать морем, пустыней, лесом и т.д. Любой фон, на который мы проецируем объект рекламы, по нашему желанию может нести заданную экспрессивность. Мы просто должны грамотно и правильно настроить фон к объекту, чтобы в сознании потребителя не возникло нежелательных диссонансов, из-за которых он, в лучшем случае, закроет на рекламу глаза.
Про пылесос с музыкальной точки зрения
Самое важное – это правильно расставить цветовые акценты в соответствии с мажорной, минорной или доминантной направленностью рекламы. Используя составленную таблицу цветовых аккордов, будет трудно ошибиться в подборе тоновой гаммы. Приведу небольшой пример (рис.7). Реклама пылесоса. Оценим, как отражено позиционирование «CYKING» с точки зрения дизайна. Дизайнер в создании этой рекламы исходил из внешнего облика пылесоса – его формы и цвета. Красный объект с обводами гоночного болида. Чтобы у потребителя не возникло сомнений в мощности и стремительности агрегата, задним фоном расположился заблюренное авто из «Formula–1». При этом, заголовок-слоган «новая формула чистоты» чисто вербально тоже относит рекламу в мир самых популярных гонок, и в тоже время анонсирует функциональные свойства объекта. Если расшифровать цветовую формулу макета, то очевидно, в ее основе Доминат септаккорд До. Получилась эдакая напряженно несущаяся субстанция, которая несет за собой заявленную чистоту. Правда, вторая ступень аккорда «ми» присутствует незначительно – лишь в вымпельных ленточках эмблемы сервисного обслуживания. К слову сказать, в дизайне, как и в музыке, мы можем опускать или наоборот добавлять некоторые ступени аккорда (в данном случае – цвета), получая увеличенные или уменьшенные многоцветозвучия.
Как бы рисовал Рэй Чарльз
Цвета, как и звуки в аккорде, могут звучать последовательно (арпеджио) или одновременно. По струнам можно ударить сверху вниз или снизу вверх, точно так же можно смешивать краски. По таблице видно, как отличаются коктейли по порядку смешиваемых сверху вниз и снизу вверх красок. Намешанные из соответствующего аккорда понтоны можно использовать в сочетании с последовательно звучащими красками для разного рода фоновых и теневых заливок.
А если вы чувствуете, ваша реклама звучит блюзом – вот цветовое представление самого классического 12 тактового блюза в тональности До в последовательных, в смешанных цветах, а так же в долях цвета (рис. 9).
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
На главную | О компании | Услуги | Портфолио | Статьи | Контакты | 2003-2006 РГ «Медиатор» © |